Поиск по сайту

Голосование

Какой экономист вам импонирует больше всего?
 

Общее равновесие, стабильность конкурентных рынков

Теория микроэкономики

Индекс материала
Общее равновесие, стабильность конкурентных рынков
Страница 2
Страница 3
Все страницы

Общее равновесие, стабильность конкурентных рынков.

До сих пор объектом нашего анализа были различные характеристики отдельных рынков продуктов и ресурсов, а также  условия равновесия,  как для рынков, так и для отдельных экономических агентов: домохозяйств, фирм.

Другими словами, это был анализ частичного равновесия, т. е. равновесия, складывающегося на отдельном рынке. Однако, при частичном равновесии не учитывается проблема влияния изменения цены одного блага  на цены других благ и игнорируется возникающий при этом эффект обратных связей.

Эффекты обратной связи - это последствия изменения цен и объемов благ на данном рынке в ответ на вызванные на нем изменения цен на взаимосвязанных с ним рынках. В реальной действительности все рынки находятся в тесном взаимодействии, в результате которого изменения в спросе или предложении на одном рынке влияют на равновесные цены и объемы реализации на всех рынках. Именно поэтому помимо анализа частичного равновесия требуется анализ общего равновесия.

Общее равновесие -  система взаимосвязанных цен, обеспечивающая одновременное равенство спроса и предложения на всех рынках. Общее экономическое равновесие - это такое состояние экономики, когда все рынки одновременно находятся в равновесии, а каждый субъект максимизирует свою целевую функцию.

Очевидно, что при анализе общего равновесия главное внимание должно уделяться изучению взаимозависимости (взаимодополняемости и взаимозаменяемости) различных товаров. В связи с этим простейший анализ должен предусматривать как минимум четыре этапа:

  • Первичное изменение на данном рынке;
  • Изменения на рынках товаров-субститутов;
  • Изменения на рынках товаров-комплементов;
  • Эффект обратной связи.

Понятие «общее рыночное равновесие» тесно связано с эффективностью производства (эффективностью размещения ресурсов), т. е. такой ситуацией, когда при данных производственных ресурсах и существующем уровне знаний нельзя произвести больший объем данного блага, не жертвуя при этом возможностью производства некоторого объема другого блага. Понятие эффективности производства, как и более широкое понятие экономической эффективности, включает в себя избежание ущерба.

Эффективность производства достигается тогда, когда ресурсы распределяются таким образом, что обеспечивают максимально возможный чистый выигрыш от своего применения. Другими словами, эффективность производства является критерием успеха хозяйственной деятельности людей, применяющих ресурсы. Эффективным считается такое размещение ресурсов, когда каждый их них не расходуется напрасно. Однако, если возможно такое перераспределение ресурсов, при котором один  экономический агент может улучшать свое положение без ухудшения положения другого, тогда при первичном распределении ресурсов имело место неэффективное их использование. Такой подход базируется на понятии «эффективность», предложенном итальянским экономистом Вильфредо Парето в конце XIX века.

Условия Парето-эффективного распределения

Рассмотрим более подробно базовые элементы Парето-эффективного распределения ресурсов относительно основных стадий общественного производства:

  • Эффективность при обмене обусловлена, прежде всего, предельными нормами замещения, характерными для участников торговых (меновых) операций. До тех пор, пока эти нормы не совпадают друг с другом, существует возможность взаимовыгодного обмена и повышения эффективности.
  • Распределение товаров является эффективным тогда, когда предельные нормы замещения между любыми парами товаров одинаковые для их потребителей и, таким образом, продолжение обменных операций приведет к снижению эффективности распределения.

 


 

Вильфредо Федерико Парето (1848 - 1923 гг.) - «неоптимальный ученый». Итальянский ученый Вильфредо Парето (1848-1923) прожил нестандартную для ученого-обществоведа жизнь и занял в науке довольно странное место. Кто из экономистов не знает о Парето-оптимальности? Кто из социологов не знает его как основоположника теории элит? Но хотя Парето и признают одним из наиболее выдающихся ученых, вокруг его имени нет того ореола «классицизма», как вокруг М. Вебера или А. Маршалла. Нет и школы последователей Парето.

Все дело, видимо, в том, что В. Парето был гениальным ученым, но стал аутсайдером среди своих современников, которые плохо понимали и широту интересов Парето, и его подходы, и язык его трудов, и его идеологические симпатии.

Будущий великий ученый родился в семье «разночинцев»: его предками были маркизы из Лигурии, но отец В. Парето стал убежденным республиканцем и был вынужден покинуть Италию, работал во Франции инженером. Начало карьеры Парето типично скорее для бизнесмена, чем для ученого-обществоведа. Окончив Туринский политехнический институт, где изучал математику и физику, он начинал, как его отец, простым инженером, но быстро сделал карьеру, став директором нескольких итальянских железных дорог. Как сторонник либеральной идеологии, В. Парето выступал в печати с доказательствами неэффективности государственного регулирования, например, железных дорог.

Переломным событием в его жизни стало знакомство в 1891 г.    Л. Вальрасом, который, очевидно, убедил молодого «технаря» взяться за создание «логико-экспериментальной науки об обществе» по образцу естественных наук. В 1893 г. 45-летний экономист-самоучка принимает предложение Вальраса занять руководимую им кафедру политической экономии в Лозаннском университете, и с этого времени начинается его научная карьера. Уже первый крупный научный труд - «Курс экономической политики» (1896-1897), в котором нашли отражение многие идеи математической экономии, - принес В. Парето известность среди коллег.

Исследуя оптимальные условия обмена в книге «Manual of Political Economy» (1906 г.) Парето были использованы кривые безразличия, впервые предложенные Ф. Эджуортом. Оптимум Парето - это максимум благосостояния, при котором невозможно улучшить положение кого бы то ни было путем изменения объема производства или обмена без ухудшения положения кого-то другого. Если существует только один такой оптимум, то нет необходимости в межличностных сравнениях. Однако если их несколько, то становится невозможным оценить движение системы от одной точки к другой.

Однако собственно экономические экзерсисы Парето длились недолго. С 1897 г. он начал преподавать социологию, а с 1907 г. из-за сердечной болезни вообще прекратил преподавание экономики, оставив за собой лишь курсы по социологии. С 1917 г. В. Парето прекращает преподавать и социологию. Получив большое наследство, он приобрел швейцарскую виллу и стал заниматься лишь чисто научной работой. Своей главной книгой он считал «Трактат по общей социологии» (1916) - двухтомное издание, насчитывающее более чем 1600 страниц.

Коллеги-обществоведы отнеслись к нему без восторга: социологам математический аппарат автора был еще непривычен, а причудливая терминология (из-за нее Парето и в наши дни редко переиздают) отбивала желание знакомиться с этим фолиантом.

Если «ранний» Парето был ярым либералом, то на закате жизни он сильно разочаровался в демократии как таковой и приветствовал итальянских фашистов, полагая, что демократические  «лисы» должны уступить место фашистским «львам». Престарелый Парето, как пишет Б. Селигмен, «жил как аристократ, полный презренья к тому обществу, которое его породило». Незадолго до смерти Парето был назначен режимом Муссолини членом итальянского сената, в результате его научная репутация оказалась в глазах современников безнадежно испорченной.

Даже в наши дни Парето называют известным, но непознанным классиком, и это относится к его обеим ипостасям - и экономиста, и социолога. Исследователь принципов экономической оптимальности, Парето построил свои взаимоотношения с научным сообществом далеко не оптимальным образом, в результате чего создатель теории элит оказался за пределами современной ему научной элиты.

Пытаясь осуществить синтез экономики с социологией и тем самым предложить теоретическую альтернативу марксизму, Парето остался известен лишь как чисто академический ученый, который на многих оказал влияние, но не смог создать собственной научной школы ни в экономике, ни в социологии. «Он был Марксом буржуазии, - писала «Аванти» по поводу его смерти, - но она его не поняла». «В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал». (Иоан.: 1, 10).

Ж-л «Вопросы экономики», 2003, № 5, - С. 141-142.
Словарь современной экономической теории Макмиллана. - М.: ИНФРА, 1997 - с.375

 


 

Возможно ли достижение абсолютной эффективности?

Существуют предпосылки и ситуации, при которых саморегулируемый рынок не способен обеспечить достижение эффективного функционирования экономики. Это так называемые «причины несостоятельности рынка». Некоторые из них (наличие рыночной власти, отсутствие прозрачности рынков и т. п.) анализировались в предыдущих разделах.

Кроме указанных причин, ограничивающих эффективность рыночного хозяйства, существуют и другие объективные причины, а именно:

  • Внешние факторы, которые возникают в производственной деятельности  или в потреблении и порождают побочные эффекты, влияющие на другие виды деятельности. Однако при этом их влияние не отражается непосредственно на рыночных ценах;
  • Наличие общественных благ. В этом случае несостоятельность рынка проявляется тогда, когда рынки неспособны (или не заинтересованы) предложить товары, которые потребляются обществом как единым целым;
  • Внерыночная деятельность субъектов рынка и нерыночные механизмы регулирования. Как уже известно, отношения между субъектами хозяйствования могут регулироваться не только рыночным механизмом, но и посредством вмешательства государства, политическими обстоятельствами, изменениями законодательной базы и т. п.

Наличие указанных причин обусловливает невозможность достижения максимума эффективности в экономической системе. Поэтому, говоря о достижении общего равновесия,  обычно имеется в виду достижение квазиоптимума, т. е. такой рыночной ситуации, когда в одной отрасли (группе отраслей), перекосы не могут быть устранены и, следовательно, лучше отказаться от достижения максимума эффективности в другой отрасли (группе отраслей) для того, чтобы сбалансировать экономику как единое целое.

Теория общего равновесия имеет широкое применение, прежде всего, при определении научных основ политики в области экономики благосостояния. Очевидно, что в  равновесной экономике происходит и эффективное распределение. Однако является ли это эффективное распределение справедливым? Какие преимущества имеет одно эффективное распределение в сравнении с другим? Любое рассуждение по этому поводу вносит элементы субъективного сравнения полезностей, и даже самые рассудительные люди вряд ли найдут общий язык. В связи с этим, разработка критериев оценки благосостояния является весьма актуальной задачей.

К этому следует добавить, что наряду с универсальным критерием Парето существуют и другие критерии. Так, известные ученые-экономисты Н. Калдор и Дж. Хикс полагают, что благосостояние повышается, если те, кто выигрывает, оценивают свои доходы выше убытков проигравших. Д. Роулс считает, что наиболее справедливое распределение должно максимизировать полезность наименее обеспеченных членов общества. Данный принцип, в частности, реализован в странах так называемой «скандинавской модели социализма». Однако в СССР и коммунистическом Китае эпохи маоизма он вылился в тривиальное уравнительное распределение.

Концепции социальной справедливости в рыночной экономике.

В целом, по проблеме эффективности распределения и связанной с ним социальной справедливости в современной экономической теории доминируют три основных подхода:

  • Классический либерализм (либертаризм) - исходит из интересов личности. Согласно данной теории, каждый человек готов к активной автономной деятельности, способен сам наиболее эффективно реализовывать свои таланты. Общество - это простая совокупность индивидов считают приверженцы данного подхода. Поэтому оно не имеет и не должно иметь собственных, отличных от индивидов целей и намерений. Хорошее общество - это общество, которое не мешает индивидам свободно реализовывать свои частные интересы. В таком обществе равенство понимается как равенство возможностей, а не как равенство результатов. Поэтому справедливость устанавливается самим рынком, а эффективность означает, что ресурсы достались тем лицам, которые могут уплатить за них наибольшую цену и. следовательно, наиболее рационально их использовать.
  • Утилитаризм - общественное благосостояние представляет собой сумму функций индивидуальных полезностей всех его членов. Поэтому справедливость, по мнению утилитаристов, существует там и тогда, где удается максимизировать совокупную полезность всех членов общества. Следовательно, роль правительства должна состоять в перераспределении общественного богатства с целью максимизации полезности. Однако такая максимизация не обеспечивается рынком автоматически, исходя из принципа убывающей полезности. В самом деле, ведь для бедняка 100 грн. обладают большей полезностью, чем для богача. Поэтому правительство, утверждают приверженцы данного подхода, должно проводить такое перераспределение, которое уравновешивало бы предельные полезности.
  • Эгалитаризм - исходит из предпосылки, что все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты. Поэтому правительство должно стремиться к тому, чтобы все члены общества получали равные блага, которые стали доступными благодаря успехам развития цивилизации. Государство всеобщего благосостояния должно стать не только лозунгом, но и целью экономической политики. Теоретически эта концепция восходит к взглядам Дж. Роулса, но даже ее приверженцы не отрицают рыночного хозяйства и признают, что всеобщего равенства достигнуть нельзя - это приведет только к падению экономической эффективности общественного производства.

Поэтому все направления в экономической теории в большей или меньшей степени стараются найти компромисс между требованиями экономического роста и требованиями равенства, между эффективностью и справедливостью.