Поиск по сайту

Голосование

Какой экономист вам импонирует больше всего?
 

Теории предпринимателя и предпринимательской функции

История микроэкономики

Индекс материала
Теории предпринимателя и предпринимательской функции
Страница 2
Страница 3
Все страницы
В экономической науке существует своеобразная отрасль, которую можно назвать "теорией предпринимателя". Слово "предприниматель" употребляется здесь не в привычном, обыденном смысле ("собственник какой-либо фирмы"), а понимается как теоретическая категория, обозначающая субъекта, который выполняет в экономике определенную специфическую функцию. Эту функцию нельзя свести к "персонификации капитала" (своего или чужого), и поэтому понятие "предприниматель" не может быть адекватно заменено понятия ми "капиталист", "фабрикант" или "функционирующий капиталист", "коммерсант", "управляющий" и т.д. Точнее можно сказать, что на долю "предпринимательской функции" остается тот ясно ощутимый, но с трудом облекаемый в научные понятия компонент, который присутствует в поведении каждого предприятия помимо или сверх объективной логики капитала.

Анализ предпринимательской функции в экономической системе ведется на такой ступени абстракции, где невозможно ограничиться описанием объективных закономерностей и отвлечься от субъективного, личностного начала.

Короче говоря, предприниматель в анализируемых нами теориях - это тип человека, который в силу специфических свойств своей личности может выполнять в экономике особую роль. Наличие этих специфических свойств ощущают не только теоретики, но и широкие слои дилетантов. Не случайно в основных европейских языках слова "предприниматель" и "предприимчивый" одного корня.

Однако специальная теория предпринимателя не получила в западной экономической науке всеобщего распространения. Она существует лишь в виде относительно небольшого анклава, находящегося за пределами магистральной линии развития экономической теории.

Кроме того, следует отметить, что в рамках этого анклава уживаются различные концепции предпринимательской функции и личности предпринимателя. К их краткому историческому обзору мы сейчас и переходим.

Надо сказать, что теория предпринимателя и предпринимательской функции возникла и получила наибольшее развитие во Франции и Германии - странах, где развитие капитализма не зашло настолько далеко, как в Англии, и поведение предпринимателя еще не стало привычным. Впрочем, может быть, дело в том, что видные французские экономисты Р. Кантильон и Ж.-Б. Сэй, стоявшие у колыбели теории предпринимателя, были ими сами.

Так или иначе первым, кто ввел понятие "предприниматель" в экономическую теорию, был Р. Кантильон (16807-1734 гг.), прославившийся среди прочего тем, что, будучи международным банкиром, ухитрился одним из немногих нажиться на афере Джона Ло, вовремя продав акции "Миссисипской компании". По Кантильону, предприниматель - это человек, подвергающий себя риску непостоянных доходов: крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.п., но не рабочий и государственный чиновник с постоянным жалованьем и не земельный собственник, получающий ренту.

Приобретая чужие товары (производственные и потребительские) по известной цене и выплачивая земельным собственникам фиксированные подати, он надеется (если, конечно, речь не идет о нищем или пирате) продать свои товары по цене более высокой, но пока ему неизвестной в силу природной или рыночной 'неопределенности. Риск - главная отличительная черта деятельности такого предпринимателя, фукнция которого состоит, как можно догадаться, в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.

Более того, руками предпринимателей осуществляются, согласно Кантильону, все происходящие в обществе процессы производства и обмена. "Капиталист", т.е. торговец или ремесленник, нанимающий рабочих, у Кантильона лишь одна из ипостасей предпринимателя, но "управляющий" как наемный работник предпринимателем быть не может.

Кантильон не говорит прямо о каких-либо специфических человеческих качествах, свойственных предпринимателям. Но по тому, насколько настойчиво он подчеркивает главенствующее значение неопределенности доходов при характеристике каждого из типов предпринимателей, видно, что умению переносить эту неопределенность, т.е. рискевать, автор придавал чрезвычайную важность.

Следующей вехой в развитии теории предпринимателя является знаменитый труд Ж.-Б. Сэя "Трактат политической экономии" (1803 г.). Сэй, как и Кантильон, был и предпринимателем-практиком: он владел прядильной фабрикой в Кале. Сэй делил процесс производства (в широком смысле) на три стадии: научную, предпринимательскую и собственно производственную. Если на первой стадии главную роль играют ученые, то на второй и третьей на первый план выступает предприниматель.

Ж.-Б. Сэй определял его как "лицо, которое берется за свой учет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт". По Сэю, в функции предпринимателя входят соединение факторов производства (капитала и труда), сбор информации и накопление необходимого опыта (ибо информация не может быть полной, а опытом можно воспользоваться и в неопределенных ситуациях), принятие решения и организация производственного процесса.

В отличие от Кантильона Сэй тяготел к определению предпринимателя как управляющего и координатора факторов производства. Однако у него тоже прослеживается выделение специфических функций, отделяющих предпринимателя от капиталиста и менеджера.

Здесь особенно важными представляются настойчивые указания Сэя на творческий, экспериментальный, рискованный характер деятельности предпринимателя, ее отличие от рутинных повседневных операций по управлению производством. В частности, Сэй утверждает, что "помимо совершенно исключительных случаев, благоразумие требует, чтобы на производство промышленных опытов употреблялись не капиталы, назначенные на вполне прочное производство, а только доходы" (курсив наш.- В.А.). Здесь явно просматривается различение функций предпринимателя и "простого управляющего".

С другой стороны, Сэй подчеркивает, что прибыль предпринимателя состоит из двух частей: "прибыли от промышленности" и "прибыли с капитала", так что предприниматель отличается и от капиталиста-собственника. Кроме того, предприниматель, согласно Сэю, извлекает выгоду и из посредничества, поскольку знает то, чего не знают другие участники хозяйственного процесса (это отличает предпринимателя от "фабриканта" и сближает его с "коммерсантом"). Неудивительно, что многозначный термин "предприниматель" (entrepreneur) при переводе Сэя на английский язык передавался по-разному: "торговец" (merchant), "работодатель" (employer), "авантюрист" (adventurer) .

Для такой многогранной деятельности предпринимателю требуются различные качества: "здравый ум, постоянство, знание людей, умение верно оценить важность продукта, обладание талантом управления". Он должен "верно сводить счета", изобретать новые приемы производства, исправлять недостатки и, разумеется, рисковать.

По сути дела в "Трактате" Сэя в неразвитом и логически нерасчлененном виде содержатся почти все направления, по которым развивалась теория предпринимателя в дальнейшем.

Важное значение придавали феномену предпринимательства и такие немецкие экономисты, как Й.Тюнен и Х.Мангольдт, в традиции Кантильона видевшие сущность предпринимательской функции и источник соответствующих доходов в неустранимой и не подлежа щей страховке неопределенности.

Что же касается английской классической школы, то она не создала своей теории предпринимателя, ограничившись отождествлением его с капиталистом на более абстрактном и с управляющим на более конкретном уровне анализа. Показателен здесь выдержанный в традициях классической школы подход Маркса (см. гл.1). В I и II томах "Капитала" капиталист воплощает объективное стремление капитала к самовозрастанию, а в III томе в связи с разделением между капиталом-собственностью и капиталом-функцией речь заходит о капиталисте, осуществляющем труд по надзору и управлению и получающем за это "предпринимательский доход".

Естественно, диаметрально противоположным был подход к феномену предпринимательства немецкой исторической школы - известного оппонента английских классиков. Подчеркивая важность духовных, моральных начал экономической деятельности, представители исторической школы не могли пройти мимо фигуры предпринимателя, связывающего воедино материальную и духовную сторону жизни общества.

Г.Шмоллер, М.Вебер и В.Зомбарт внесли ощутимый вклад в теорию предпринимателя, понимаемого как смелый новатор, разрушающий стабильные структуры прошлого. Естественно, при этом много внимания было уделено социальным, религиозным, этическим основам предпринимательства и субъективным свойствам предпринимателя. Так, М.Вебер подчеркивал определяющее значение протестантской этики и важность харизматических свойств личности предпринимателя.

Очень своеобразен подход к проблеме предпринимателя В.Зомбарта, который различал внутри буржуа два враждующих начала: "предпринимательский дух" (готовность к риску, духовную свободу, богатство идей, волю и настойчивость, умение соединять людей для совместной работы, убеждать клиентов, завоевывать их доверие) и "бюргерский" ("гражданский") дух (прилежание, умеренность, расчетливость и другие традиционные буржуазные добродетели) .

Предприниматель, по Зомбарту, - это, во-первых, "завоеватель", во-вторых, "организатор" и, в-третьих, торговец; это человек, одержимый фаустовской жаждой действия и страстью к деньгам, присущей героям "Песни о нибелунгах". Среди носителей предпринимательского духа могут встретиться не только купцы и промышленники, но и феодалы, государственные чиновники и те же разбойники и пираты (но уже по другим соображениям, нежели у Кантильона). Однако лишь первые из этих групп уравновешивают в себе бунтующий предпринимательский дух гражданскими добродетелями. Зомбарт указал на подчинение всей жизни предпринимателя интересам его "дела" (Geschaft), которое вытесняет из нее человеческие отношения, любовь и пр.